С нами можно связаться:

+38 (044) 228-32-54

с. Софиевская Борщаговка,
ул. Волошкова 28А
office@osobnyak.com.ua

Немного истории

Продолжение темы "Лестница в доме. Гармония и партитура"

Монументальные каменные наружные лестницы Древней Греции и Древнего Рима и по сей день служат образцами входов в дом. Но в расположенные выше земли этажи домов эллинистического и даже средневекового периода, в том числе строившиеся в Киевской Руси, вели открытые или закрытые легкими навесами наружные лестницы, пространственно разобщенные с интерьером. Одновременно существовала культура строительства лестниц скрытых в толще стен или заключенных в стены башен. Последний прием характерен для замков и крепостей. В редких случаях, таких как палаццо Минелли в Венеции (рис.1), ажурная башня подхватывает винтообразную природу пристроенной лестницы и переносит ее на фасад, преподнося изумленным зрителям фантосмагорию в духе древних рисунков о строительстве Вавилонской башни. Прием приставной лестницы-спирали в последующем переживает волну популярности во Франции — например, в сооружении дворца Франциска I в Блуа (XVI в.) (рис.3). Аналогичная ажурная лестница во дворце в Шамборе (рис.2) попадает уже в интерьер.

(Рис. 1 Палаццо Минелли в Венеции)

(Рис. 2 Дворец в Шамборе)

(Рис.3 Дворец Франциска І в Блуа)

РЕНЕССАНС

Следует констатировать, что в полной мере слияние интерьера дома и лестницы происходит в эпоху Ренессанса. В период Возроджения в палаццо или в дворянском дворце пространство вокруг лестницы становится изысканным и респектабельным.

К числу проектов, которые преподнесли величественные композиции из лестниц и послужили катализатором творчества для многих архитекторов, нужно отнести двор Бельведер в Ватикане (архитектор Браманте), в котором для связи нескольких уровней террас использованы монументальные лестницы-пандусы спиралеобразной формы.

Примером создания помещения, в котором архитектурными средствами отображен своеобразный культ лестницы, служит библиотека Лауренциана во Флоренции по проекту Микеланджело (рис.4). Стараясь придать лестнице особое значение, Микеланджело строит помещение при ней подчеркнуто высоким. Эта высота лестничного вестибюля контрастирует с относительно небольшой высотой помещений самой библиотеки. Динамизм, пластическая активность лестницы силами Микеланджело предвосхитили наступление барокко — золотого века для парадных лестниц.

(Рис.4 Библиотека Лауренциана во Флоренции. Арх. Микеланджио Буонаротти, План)

(Рис.4 Библиотека Лауренциана во Флоренции. Арх. Микеланджио Буонаротти, Общий вид

Вилла папы Юлия III продемонстрировала симметричные полуциркульные лестницы входа, нарисованные Виньолой.

Этот прием симметричных полуциркульных лестниц получил наиоболее выразительное воплощение в гениальном произведении Виньолы — замке Фарнезе близ Витербо (рис.5).

(Рис.5 Замок Фарнезе. Арх. Виньола, План)

(Рис.5 Замок Фарнезе. Арх. Виньола, Общий вид)

Полуциркульные лестницы на подходе к замку сменяются сходящимися и расходящимися (т. н. «палладианскими») лестницами входа в замок. В одном из углов дворца-пятигранника расположена великолепная спиралеобразная лестница-пандус. Она ведет лишь до второго этажа, а выше поднимаются скрытые в толще стен винтовые лестницы.

Симметричные — разветвляющиеся, встречные, скрещивающиеся, прямые и расширяющиеся лестницы архитектора Палладио вместе с его трактатом по ордерной архитектуре по сути предвосхитили культуру всего классицизма и, в частности, стиля ампир.

(Рис.6 Вестибюль палаццо Дураццо в Генуе. Арх. Бианко)

актуальная статья

Пасивний будинок

Після світової енергетичної кризи 1974 року у світовій будівельній і архітектурній практиці величезна увага приділяється економії паливно-енергетичних ресурсів, які витрачаються на теплопостачання будівель. При сучасних темпах використання природних джерел енергії (нафти, газу та вугілля), вони можуть закінчитися вже у найближчі 50 років. Безупинне зростання цін на викопні види палива змушує шукати альтернативні, більш дешеві та відновлювані джерела енергії.

продолжение