С нами можно связаться:

+38 (044) 228-32-54

с. Софиевская Борщаговка,
ул. Волошкова 28А
office@osobnyak.com.ua

Немного истории

Продолжение темы "Лестница в доме. Гармония и партитура"

БАРОККО

Культура барокко и в последующем ампира делают лестницу главным элементом композиции жилого дома (например, палаццо Кариньяно (рис.9), палаццо Мадама в Турине (рис.8), дворцы Версаль и Фонтенбло близ Парижа). Лестница перестает быть просто коммуникацией и занимает обширное простанство в площади дворца или особняка. Нередко (дворец в Брюлле, Зимний дворец в Петербурге) лестницам отводятся огромные залы, и они экспонируются в многосветных пространствах, как своеобразное крупномасштабное сокровище.

Рис.8. Турин. Палаццо Мадама

Рис.9. Турин. Палаццо Кариньяно

Иногда в большое ювелирное произведение превращаются и входные лестницы, как, например, лестница входа в один из дворцов Праги, украшенная множеством статуй.

Рис.7. Дворец в Праге

Апофеоз барокко приводит к значительному усложнению конфигурации лестничных маршей (расширяющиеся, заоваленные, ветвящиеся лестницы), усложнению формы ступеней в лестничных маршах, особенно начальных, к экспрессивным формам ограждений. Последующая культура ампира вновь возвращает к чистой геометрии, хотя уже в полной мере использует арсенал приемов, накопленных барокко. Ниже рассмотрим эти приемы более подробно.

ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКИХ ЛЕСТНИЦ

Главная лестница во дворце, особняке или усадьбе классицистического направления, которое, кстати, существовало не только в эпоху ампира, но не теряет актуальности и в современной европейской и американской архитектуре, должна отличаться парадностью и изысканностью форм, и в архитектуре дома ей придается первостепенное внимание. Главные лестницы являются ключевым композиционным узлом классицистической усадьбы или дворца. Эти лестницы в сочетании с вестибюлем и входом обычно располагают по осям здания.

Различаются прямые, ломаные, витые и круглые лестницы (рис.11).

Рис.11. Классические лестницы

В зависимости от пропорций помещения для лестницы — лестничной клетки, входного вестибюля или холла — отдается предпочтение прямой или ломаной лестнице. Иногда прямая лестница с несколькими промежуточными площадками является достаточно официальной и строгой, но выразительной. Лестница, состоящая из нескольких маршей, поворачивающихся под углом, хороша для организации пространства многосветного холла. Более парадной лестницей, свойственной вестибюлю, является делящаяся лестница, которая начинается с одного центрально расположенного марша, который на уровне промежуточной площадки сообщается с двумя маршами на следующем уровне. Боковые марши обычно проектируют уже центрального. Наиболее красивый вариант такой лестницы, когда марши ответвления приобретают полукруглую форму (рис.13), а тетивы и ступени среднего марша изгибаются для его расширения у начала. Первая ступень выходит овальными закруглениями за границы тетив или начальных столбов.

Рис.13. Лестница с ответвлениями

Один из элегантных типов классической лестницы — дугообразная лестница (рис.12), которая обычно закрепляется консольно в полукруглой или круглой стене. Движение по такой лестнице, если она правильно запроектирована, достаточно комфортно. При этом поворот и одновременный подъем (или снижение уровня обзора) при движении обеспечивает постоянное изменение точки и угла наблюдения, что создает множество необычных визуальных эффектов в интерьере — особенно в том случае, когда в геометрическом центре дуги расположен оригинальный объект убранства (скульптура, фонтан или богатая люстра).

Рис.12. Дугообразная спиралевидная лестница

В верхних уровнях дома, а также для сообщения между второстепенными пространствами обычно применяются простые 1—2-маршевые лестницы, однако допускаются лестницы винтовые. Винтовая лестница незаменима в условиях ограниченного пространства, а кроме того, может быть весьма выразительным объектом в интерьере.

Рис.14. Разновидность лестниц классицизма

Рис.14a. Разновидность лестниц классицизма

Рис.14b. Разновидность лестниц классицизма

Классические лестницы имеют два основных типа ограждений. Первый тип — баллюстрады — ряды каменных или гипсовых балясин. Ими обрамлялись массивные наружные лестницы и иногда лестницы первого этажа. Второй тип — облегченные ограждения. Как правило, это регулярные по рисунку стальные, бронзовые или чугунные решетки.

ЛЕСТНИЦЫ МОДЕРНА

Начало ХХ века характерно активным поиском новых направлений в архитектуре, которые известны в разных странах под различными названиями — «ар нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «сецессия» или «сецессион» в центральной Европе. В России это направление получило название «модерн». В особняках этого направления лестница приобретает значение органичного, но очень активного в композиции элемента. Лестница получает более вольную конфигурацию в плане с использованием скошенных (т. н. забежных) ступеней и заоваленных, свободных по линии плана внешних контуров.

Рис.15. Лестница в особняке в Бухаресте

Рис.16. Лестница в типографии Рябушинского (арх.Шехтель)

Рис.17. Лестница в особняке Рябушинского (арх. Шехтель)

Рис.17а. Лестница в особняке Рябушинского (арх. Шехтель

Конфигурация самих ступеней часто становится криволинейной, со сложными линиями сопряжения полуциркульных и даже параболической формы кривых. Лестницы в особняках Антонио Гауди (рис.18), Виктора Орта, Отто Вагнера или Федора Шехтеля (рис.16, 17) демонстрируют виртуозность трактовки «модерновой» лестницы — как ураганный шлейф ударов бича, виноградный плющ, развивающийся под порывами ветра или морскую волну, спускающуюся по синусоиде поручня.

Рис.18. Лестница в особняке А.Гауди

Рис.18a. Лестница в особняке А.Гауди

К слову следует отметить, что несмотря на экстравагантную, внешне импровизационную форму, лестницы, построенные в лучших особняках модерна, исключительно удобны и функциональны, поскольку тщательно рассчитывались с учетом антропометрических данных.

О том, как научиться рассчитывать лестницу, расскажем далее.

актуальная статья

Пасивний будинок

Після світової енергетичної кризи 1974 року у світовій будівельній і архітектурній практиці величезна увага приділяється економії паливно-енергетичних ресурсів, які витрачаються на теплопостачання будівель. При сучасних темпах використання природних джерел енергії (нафти, газу та вугілля), вони можуть закінчитися вже у найближчі 50 років. Безупинне зростання цін на викопні види палива змушує шукати альтернативні, більш дешеві та відновлювані джерела енергії.

продолжение