С нами можно связаться:

+38 (044) 228-32-54

с. Софиевская Борщаговка,
ул. Волошкова 28А
office@osobnyak.com.ua

Архетоника кирпичного фасада

На примере городов Бельгии

Бельгия позволила по-новому взглянуть на великолепие ажурного декора зданий, выполненного из одного из древнейших строительных материалов — кирпича.

Вершиной фасадных композиций является построение деталей из фигурного кирпича, в чем-то похожее на cтаринные фламандские кружева.

Сочетание кирпича, белого камня, кованых металлических решеток и вертикального озеленения создает бесконечное разнообразие фасадов домов, архитектуры улиц и площадей и в целом праздничные образы старинных городов — Брюгге, Гента, Льежа, Брюсселя...

Особого расцвета как своеобразный язык художественного построения фасадов зданий кирпичная архитектура достигла в Западной Европе в эпоху Ренессанса. По-видимому, это связано с тем, что кирпич, как технология возведения и декорирования зданий, позволил минимальными усилиями индивидуализировать каждое здание, что соответствовало общественному духу и эстетическим идеалам зарождающегося класса равноправных горожан — бюргеров. В Бельгии, которая была тогда частью Нидерландов, возник уникальный тип бюргерского (буржуазного) дома, характерный для построения многих городов Западной Европы.

Вдоль улиц городов того времени выстраивались сблокированные дома с узкими фасадами и треугольными или ступенчатыми фронтонами. Окна фасадов, выходящих на улицы, имеют значительные размеры и часто расчленяются ажурной решеткой из камня. Большие размеры окон — иногда во весь фасад — можно объяснить, в частности, тем, что помещения узкого в направлении улицы дома развиваются на большую глубину в сторону участка и нуждаются в дополнительном освещении.

Большие окна вызвали архитектурную традицию общей ажурности главных фасадов, напоминающих крупномасштабные кружева. Такое ощущение возникает благодаря тому, что обрамления окон и горизонтальные пояса жесткости стен, профилированные под карнизы, стали выполнять из белого камня, а заполнение стен — из глиняного кирпича. Кроме конструктивной роли в каркасной конструкции, белый камень принимает на себя значение архитектурных обрамлений, вплоть до включения витых колонн, угловых рустов, декоративных ниш и скульптурного убранства. Традиция каменных обрамлений настолько устойчива, что в современных городских постройках, возводимых в исторической среде, в прошлом каменные детали выполняются из литого бетона, гипса или окрашенного полиуретана.

Кирпич разнообразных оттенков, обжигавшийся в городах и завозившийся морем, не только играет роль «пассивного» фона между скульптурными обрамлениями и каркасом. Декоративные, а иногда и конструктивно необходимые аркатуры в плоскости фасадов выполняются из специального фигурного кирпича, разнообразие которого возникло в силу развития моды и конкуренции различных фабрик. Некоторые из типов фигурного кирпича позволили создать кирпичные имитации форм деревянных арок фахверкового стиля, а также воспроизводить в мелкоштучном варианте детали каменной готики. Многие керамические вставки изготавливались разово (под заказ) и принадлежат только фасаду конкретного дома. В отличие от современных сортов кирпича, имеющего единообразную цветовую гамму, средневековые фасады отличаются «вибрацией» тона стены за счет перепадов кирпича по цвету.

В одной кладке можно обнаружить кирпич и желтых, и красных, и черных оттенков. Эффект «меланжа» и различие фасадов соседствующих домов по общей тональности кладки стен — желтый, розовый, ярко-красный, темно-пурпурный, серый кирпич — делает прогулку по старому городу, такому как Брюгге, наслаждением для глаз. Во многих случаях ощущение праздника объясняется и тем, что бело-розовая архитектура каменно-кирпичных фасадов формируется в сочетании с цветочными композициями снизу и по бокам окон, яркими маркизами навесов над входами и изысканным убранством витрин.

Пристрастие к кирпичным фасадам бельгийцы сохранили и в настоящее время. С применением кирпича строится много ультрасовременных зданий и имитирующих исторический стиль домов-вставок. Однако, несмотря на строгие правила вхождения домов в городской контекст, новые здания, благодаря жесткой геометрии форм и единообразию качества кирпича по «евростандарту», в художественном плане все же уступают пальму первенства романтичным фантазиям эпохи Возрождения.

актуальная статья

Пасивний будинок

Після світової енергетичної кризи 1974 року у світовій будівельній і архітектурній практиці величезна увага приділяється економії паливно-енергетичних ресурсів, які витрачаються на теплопостачання будівель. При сучасних темпах використання природних джерел енергії (нафти, газу та вугілля), вони можуть закінчитися вже у найближчі 50 років. Безупинне зростання цін на викопні види палива змушує шукати альтернативні, більш дешеві та відновлювані джерела енергії.

продолжение