С нами можно связаться:

+38 (044) 228-32-54

с. Софиевская Борщаговка,
ул. Волошкова 28А
office@osobnyak.com.ua

Особняк в Липках

Особняк Н.В.Ковалевксого

Здание особняка Н.В.Ковалевского — одно из первых произведений академика архитектуры П.Ф.Алешина. Оно по праву считается «одним из лучших в художественом отношении сооружений Киева».

Здание построено в 1911-1913 гг. в Печерском районе Киева (в так называемых Липках — месте, где к началу века были сосредоточены дворянские, а затем буржуазные особняки) на пересечении улиц Левашовской и Елизаветинской — нынешних Шелковичной и Пилипа Орлика.

Молодой тогда архитектор П.Ф.Алешин не только выполняет проектные работы, но и возглавляет контору по строительству особняка. Он скрупулезно вникает в каждую деталь строительства и лично договаривается с подрядчиками и десятками поставщиков материалов и изделий, собственноручно отбирает их образцы, делает эскизы на все детали вплоть до дверных ручек. Свыше 20 подрядчиков и поставщиков выполняли отдельные виды работ.

Вся усадьба невелика по размерам, но рационально спланирована. На ней архитектор сумел разместить не только особняк, но и небольшой садик с декоративной башней и фонтаном, а также хозяйственный двор и здание служб. Трехгранный угловой объем, увенчанный башней со шлемовидным куполом, придает четкость силуэту всего здания, композиционно связывает два фасада, имеющие особенные архитектурные решения.

Каменная облицовка фасада (серый житомирский гранит) имеет множество архитектурных резных деталей в романском стиле, что в сочетании с глубокими лоджиями и аркадами, создает ассоциации с итальянскими палаццо и одновременно с феодальными замками Испании. Каждый из трех этажей имел свою функциональную нагрузку. Цокольный этаж занимался помещениями обслуживающего персонала и различных служб. Личные комнаты были отведены швейцару, шоферу, экономке, кучеру, дворнику, повару, прачке, истопнику, женской прислуге. Имелась большая общая комната для прислуги, именуемая людским клубом.

Отдельные помещения в цоколе занимали кладовая платья, винный погреб, котельная, склады льда, угля и дров, а также запасная комната. 1-й этаж — парадный, предназначался для приема посетителей.

Основные помещения — зеркальный зал, кабинет, биллиардная, большая столовая и веранда, располагались вокруг холла, который из вестибюля открывается широким арочным проемом на одномаршевую мраморную лестницу. Зеркальный зал с инкрустированным полом — самое парадное помещение особняка. Две двери зала ведут в гостиную и будуар. Из будуара можно попасть в библиотеку — прямоугольное помещение с выступающим в сад трехгранным эркером. Эта комната сообщалась с биллиардной, два окна которой выходят в сад, а двери на веранду и в холл.

В юго-западной части дома, в угловом объеме расположен кабинет 6-угольной формы с 8-гранным куполом. Его интерьер украшает нарядный керамический камин. Одна из дверей кабинета ведет в овеянное легендой о знакомстве хозяина с его будущей супругой помещение, формой и внутренним убранством имитирующее купе железнодорожного вагона начала века.

Одна из дверей холла вела в большую столовую с деревянным лакированным кесонированным потолком.Законченность интерьеру придавал инкрустированный дубовый пол.

2-й этаж включал многообразие жилых помещений,необходимых для постоянной жизни семьи. И здесь холл являлся композиционным центром. Непосредственно холл сообщался с приемной и малой столовой, а через коридор — с остальными жилыми помещениями: комнатами хозяев, гувернантки, спальной, детской, классной, запасной. Круглая в плане приемная в угловом объеме здания (над кабинетом) перекрыта куполом на распалубках. Две уютные полуциркульные ниши по двум сторонам кабинета имели выход на маленькие балконы со стороны Елизаветинской и Левашовской улиц.

Так как малая столовая ориентарована на юг, П.Ф.Алешин отодвинул южную стену в глубь помещения, расположив в ней четыре высоких окна и остекленную дверь. Таким образом получилась лоджия, которая не только создавала необходимый уют, но и украшала фасад.

П.Ф.Алешин довольно удачно использовал в восточном крыле здания большую высоту 1-го и 2-го этажей, разделив их промежуточными перекрытиями и расположив там вспомогательные помещения. В уровне 1-го этажа размещались комната лакея и буфетная, связанная с кухней электрическим лифтом, на антресольном этаже две бельевые. На уровне 2-го этажа — кладовая и буфетная, судомойная и кухня, над которой на антресолях располагалась паровая прачечная.

Из холла обитатели особняка могли попасть на веранду с керамическим полом и дубовым потолком. Через аркаду веранды открывался вид на небольшой тщательно спланированный садик, куда вели каменные лестницы с двух веранд 1-го этажа.

В северо-восточном углу сада на границе с соседней усадьбой находилась декоративная башня с балконом, а рядом в неглубокой нише — фонтанчик, украшенный барельефами львов.

Металлический забор отделял от сада служебный двор. Двухэтажное здание служб продольной стороной примыкало к соседней постройке, а торцом выходило на Елизаветинскую улицу. На 1-ом этаже служб располагались гараж, каретный сарай, конюшня для трех лошадей, помещение для коровы, мусоросборник. Внутренняя винтовая лестница вела на 2-ой этаж, где были помещения для хранения кормов и сбруйная.

Удобная и благоустроенная усадьба недолго послужила своим владельцам. В 1918 году семья Н.В.Ковалевского выехала за границу...

Внимание современного архитектора и заказчика должна привлечь функциональная сложность городского особняка богатого человека. В планировке уделено должное внимание не только парадным помещениям, но и скрытым от глаз посетителей комнатам для обслуживания большого домохозяйства. И второе — на данном примере очевидно, что даже такая обычная задача, как семейный дом, если к ней прикасается настоящий зодчий, заканчивается созданием произведения, жизнь которого гораздо дольше жизни заказчиков. И наверное на фоне величия произведения высокого зодчества не стоит акцентировать внимание на драматических моментах строительства особняка (зафиксированных в довольно жесткой деловой переписке между заказчиком и архитектором, особенно в завершающий период строительства). Жаль, что многие заказчики особняков нашего времени легкомысленно поспешны и не задумываются о непреходящей ценности архитектуры.

актуальная статья

Пасивний будинок

Після світової енергетичної кризи 1974 року у світовій будівельній і архітектурній практиці величезна увага приділяється економії паливно-енергетичних ресурсів, які витрачаються на теплопостачання будівель. При сучасних темпах використання природних джерел енергії (нафти, газу та вугілля), вони можуть закінчитися вже у найближчі 50 років. Безупинне зростання цін на викопні види палива змушує шукати альтернативні, більш дешеві та відновлювані джерела енергії.

продолжение