С нами можно связаться:

+38 (044) 228-32-54

с. Софиевская Борщаговка,
ул. Волошкова 28А
office@osobnyak.com.ua

Дом великого промышленника и коллекционера

Из истории одного архитектурного контракта

Федор Артемьевич Терещенко (1832-1894) - один из крупнейших в России промышленников и помещиков, совладелец семейной фирмы, имевшей миллионные обороты и самостоятельно выходившей на Европейский рынок (“Товарищество свеклосахарных и рафинадных заводов братьев Терещенко”), владелец сахарных, винокуренных и лесопильных заводов на территории Украины и России. Будучи не только промышленником, но и известным коллекционером и меценатом Ф.А.Терещенко свой особняк на улице, которая сейчас названа Терещенковской (при жизни ул.Алексеевская), построил не только для личной жизни, но и в первую очередь для экспозиции своих уникальных коллекций живописи.

Ф.А.Терещенко участок с домом и надворными службами купил 21 мая 1880 года у М.Т.Чаплинской. В доме, построенном по проекту известного киевского архитектора В.Н.Николаева, хозяйка прожила относительно недолго. На основании документов известно, что участок был куплен у города за 6788 руб. 88 коп. Проект был подписан В.Н.Николаевым и передан в строительное отделение Городской Думы 13 июля 1877 года, через 12 дней был утвержден и в течение одного сезона построен.

Обладая к моменту покупки дома значительной коллекцией картин и антикварных ценностей, Ф.А.Терещенко сразу же задумал расширить здание. По его поручению академик архитектуры А.Л.Гун в Петербурге составил проект нового 2-этажного дома по фронту улицы.

Современному читателю весьма интересно будет дословно прочесть содержание контракта между заказчиком и архитектором: “Я, нижеподписавшийся коллежский советник Андрей Леонтьевич Гун обязался коллежскому советнику Федору Артемьевичу Терещенко на устройство дома им. Терещенко, в Киеве дать планы, фасады, разрезы, шаблоны в настоящую величину те, что требуют постройки, а также на внутреннее убранство дома, на отделку все чертежи и планы и шаблоны в настоящую величину, чтобы без малейшего затруднения можно было исполнить работу как постройки дома, так и отделку его - а также и на другие предметы, что потребуется по желанию г.Терещенко,дать рисунки на камин, стекло, зеркала и прочее. Словом сказать все советы и указания обязываюсь я, Гун, до полнейшей отделки дома давать.

Предварительно для отделки дома должен составить к июню месяцу сего года эскизы по отделке дома -и по утверждении их г.Терещенко приготовить рисунки и шаблоны в натуральную величину, как сказано в сем условии, не позже к первому январю 1883 года выслать их в Киев г.Терещенко. Эскизы привести в бытность г.Терещенко в Москву.

Осмотреть отделку дома во время работы обязываюсь в лето 1883 года приехать в Киев - когда будет нужно по мнению г.Терещенко. Планы и фасады предварительно уже утверждены г.Терещенко. На устройство дома все планы и чертежи будут сделаны, просмотрены мною и высланы в точное время. Для представления планы и фасады и рабочие планы обязваюсь выслать в Киев не позже к первому апреля сего года - чтобы не сделать остановки в начале работы, а также в дальнейшем обязываюсь высылать все, что потребуется для работы в свое время, дабы не произошло остановки в продолжении работы. За все труды мои по постройке дома до конца г.Терещенко платит мне пять тысяч рублей серебром. Следующим образом: при подписании сего условия тысячу рублей, затем по утверждению эскизов на отделку комнат тысячу рублей, затем при выдаче рисунков, шаблонов и прочих для работы указаний в январе 1883 года - еще тысячу рублей, а затем остальные по окончании работы - дома и отделки его. Причем обязываюсь и дом, к которому должен построить дом - подвести наружный фасад под эту постройку - насколько возможно, а комнаты в нем отделать как и в новом - и дать все указания и рисунки”.

Строительные работы ( с участием архитектора В.Н.Николаева) проводились 3 года 1982-84 гг. В результате достройки изменилась пространственнная структура существующего дома. Весь преобразованный главный фасад, выходящий на ул. Алексеевскую, декорирован в неоклассицистическом стиле.

Хотя достраиваемая часть здания была специально запроектирования для размещения коллекции, при строительстве, очевидно, выяснилось, что места для многочисленных картин, собранных Ф.А.Терещенко, не достаточно в жилых помещениях. В связи с этим возникает идея пристройки к дому специально для картинной галереи. Проект был составлен архитектором В.Н.Николаевым и утвержден 20 апреля 1884 года. В новом объеме находились картинная галерея, зимний сад, двухсветная оранжерея и подсобные помещения.

В журнале “Зодчий” в 1886 году были опублтикованы 3 фотографии особняка Ф.А.Терещенко в Киеве. Интерьеры и по сей день поражают экспрессивностью чередования стилевых мотивов в архитектурном убранстве - здесь в сложной организованной эстетической последовательности сменяются греческий стиль, королевский французский, строгий классицистический и наконец турецкий.

Фотографии показывают, что несмотря на главенствующее положение в интерьерах картин и скульптуры - это все же жилые помещения. Это достаточно уютные залы, в которых просматриваются и сугубо жилые функции приемной, гостинной, столовой, комнат для отдыха, переговоров и семейного общения. Как создавались эти интерьеры можно проследить по материалам служебной переписки А.Л.Гуна с заказчиком. Вот его весьма краткие указания по колерам окончательной окраски интерьеров:” Вестибюль и лестницу полагал бы окрасить строго в греческих тонах, зало в легко французских колерах, без позолоты, гостинную - золото с колерами, где должно быть довольно много золота; это я полагаю потому, что комната небольшая и зало без позолоты, то здесь можно допустить много золота. Так как в плафоне в последствии предполагается картина, то весьма важно, чтобы плафон был золотой.

Будуар. Как мы в последний раз говорили, выдержать в серебре, ибо мебель будет под серебро. Кабинет. Плафон должен быть разделан очень хорошо под дуб... Столовая. Плафон тоже должен быть разделан под дуб. О диванной комнате подумаю и напишу Вам впоследствии”. Этот фрагмент переписки интересен не только в плане понимания согласования решений архитектора с хозяином, но и несет информацию о дифференцированной типологии помещений в особняке богатого человека.

Таким образом, исходя из исторических документов уже на момент поселения Ф.А.Терещенко в его доме можно выделить 3 стадии развития усадьбы, которые как бы разграничили особняк на 3 части - жилую, представительскую и чисто музейную. Столь внимательное и любовное отношение к зданию и предметам искусства обеспечили - и особняку и коллекции долгую жизнь. Киевляне же должны быть благодарны уважаемому земляку за то, что он дал начинание одному из богатейших в Европе музеев живописного искусства.

актуальная статья

Пасивний будинок

Після світової енергетичної кризи 1974 року у світовій будівельній і архітектурній практиці величезна увага приділяється економії паливно-енергетичних ресурсів, які витрачаються на теплопостачання будівель. При сучасних темпах використання природних джерел енергії (нафти, газу та вугілля), вони можуть закінчитися вже у найближчі 50 років. Безупинне зростання цін на викопні види палива змушує шукати альтернативні, більш дешеві та відновлювані джерела енергії.

продолжение