С нами можно связаться:

+38 (044) 228-32-54

с. Софиевская Борщаговка,
ул. Волошкова 28А
office@osobnyak.com.ua

Один имперский проект

Как инженер из Уэльса заложил миллионный город в Украине

Идея создания металлургической индустрии в Донбассе опиралась на проект императора Александра III, который решил опоясать Россию железными дорогами. Этот проект, призванный радикально покончить с бездорожьем на бескрайних просторах России, требовал беспрецедентных объемов поставок рельсов. К середине XIX в. из наиболее развитых центров металлургической промышленности Европы был Южный Уэльс. По стечению экономической ситуации и субъективных обстоятельств в первые железные дороги России достаточно часто закладывались рельсы, поставляемые из Уэльса. В 1869 г. правительство России пригласило оказать консультации по поводу возможности строительства крупного металлургического завода на юге Екатеринославской губернии потомственного британского инженера, валлийца по национальности, Джона Хьюза. В России прошлого века был в фаворе французкий язык и преобладали французские правила чтения латинских слов, поэтому фамилию Huges произносили Юз, а созданное им поселение местные жители назвали Юзовка.

Это был уже не первый опыт сотрудничества Юза с Российской империей.

В 1864 г. он принял участие в заказе по металлической обшивке крепости Кронштадт на Балтике. Переговоры в Кронштадте и покровительство Великого Князя Сергея Кочубея, который курировал проект развития железных дорог, а затем и знакомство с Донбассом, где были раскрыты уникальные запасы угля, убедили Юза в гарантированных выгодах, которые обеспечит строительство заводов на юге России.

Джон Юз родился в 1815 г. в Южном Уэльсе в городе Мерфил Тидфил.

Еще до приезда в Россию он запатентовал ряд изобретений в металлургии, в области кораблестроения и производства оружия, а также успешно делал карьеру, как управляющий промышленными предприятиями, начинающий фабрикант. К 1860 г. Юз стал одним из директоров крупнейшей лондонской компании, специализировавшейся в металлургии и кораблестроении. Специальную подготовку по производству рельсов он прошел в Южном Уэльсе, что и определило его в качестве эксперта по российскому проекту. После инспекций территории Донбасса Юз приобрел конфессию правительства на строительство металлургического завода. Цена конфессии составила 24000 фунтов стерлингов в акциях и 30000 в серебряных рублях. Приобретение 7500 акров богатой углем земли у князя Павла Левина обеспечивалось путем лизинга— аренды с последующим выкупом. New Russia Company Limited («Новороссийское общество») было зарегистрировано 3 июля 1869 г. с капиталом 300000 фунтов стерлингов и было разделено на 6000 акций по 50 фунтов каждая. В 1870 г. Юз направил из Англии в азовский порт Таганрог шесть грузовых судов с оборудованием и порядка ста рабочих и специалистов — металлургов, горных мастеров и шахтеров. Все ввозимые материалы и оборудование правительство освободило от ввозных пошлин. Кроме того, была подписана договоренность об использовании в течение 10 лет всей прибыли предприятия на его развитие.

Деятельность Юза по строительству завода и нового города продолжалась практически два десятилетия, но отличалась впечатляющими результатами. Он не только построил завод и поселок, названный его именем. Благодаря напряженному труду уже к 1873 г. были построены доменная и сталелитейная печи и начался прокат первых рельсов. Привезенные из Англии и Уэльса специалисты в ходе расширения производства воспитали и обучили целое поколение русских и украинских горных и металлургических инженеров, так что к 1917 г. в основном только высшее руководство компании составляли британские граждане.

Джон Юз умер в 1889 г. Его смерть овеяна тайной, поскольку он исчез во время одной из деловых поездок в Санкт-Петербург (по официальным данным тяжело заболел и скончался в дороге), оставив сыновьям в наследие развивающееся предприятие и капитал, превышающий 90000 фунтов стерлингов.

К 1890 г. «Завод Юза» производил 380000 тонн стали в год и стал самым мощным металлургическим предприятием Российской империи. Потомки Юза правили заводами вплоть до революции. К 1917 г. капитал New Russia Company Limited составлял 2500000 фунтов. После революции город Юзовка был переименован в Сталино, а с 1961 г. получил имя Донецк. Заводы были экспроприированы и национализированы. Но формально New Russia Company Limited существовала до 1970 г.

Следует отметить, что приход на украинскую землю Юза и многочисленных английских специалистов и рабочих не только обеспечил импорт прогрессивных на тот период технологий и создал десятки тысяч рабочих мест, но и в значительной степени привнес в этот край элементы градостроительной, жилищной культуры и образа жизни Англии того периода. Не все жители Донецка знают о том, что «английский» жилой квартал сохранился и до сегодняшнего дня. Он находится недалеко от главной проходной металлургического завода — вблизи нынешней площади Ивана Ткаченко. Вплоть до 1917 г. Юзовка не имела официального статуса города. Все вопросы управления и градостроительного развития относились к исключительной компетенции New Russia Company, включая уровень жилища для персонала и рабочих.

Была создана специальная программа по развитию жилья для работников завода. Рабочим предоставлялись квартиры в многоквартирных домах с отоплением и электрическим освещением. Технический персонал расселялся в индивидуальных домах с приквартирными садами и палисадниками.

«Английский» квартал Юзовки и представлял собой сектор для английских специалистов. Сохранившиеся в нем дома в основном 2-квартирные. Их цоколя сложены из натурального камня, а надземная часть из кирпича. По торцам домов до сих пор высятся каминные трубы.

Дома «английского» квартала включали по шесть жилых комнат, кладовые, обширные подвалы, а также квартиры для прислуги и поваров, каретник, летнюю кухню и ледник. Для обслуживания придомовых территорий компания специально наняла дворников и садовников.

Н. С. Хрущев, которому принадлежит идея переименования города в Донецк, был родом из Юзовки, где он провел свои юные годы. Он писал: «Юз построил дома для своих технических специалистов и администраторов... точно такие же, какие я однажды видел в Англии. Я вспомнил, что летом на Донбассе можно увидеть только окна этих домов, потому что плющ закрывает все остальное».

Уже в 1870 г. Юз финансировал строительство большого числа общественных зданий для своих работников. Была построена больница на 12 мест, школы, бани, чайные, пожарная часть, англиканская, а несколько позднее православная церкви, полицейский участок, 5 винных погребов, 4 пивных зала, а также 1 водочная.

В 1900 г. население Юзовки составляло 32000 человек. К 1901 г. небольшая больница была расширена до 120 мест. К этому периоду работали отдельные школы для русских и украинских детей и детей английских рабочих, где преподавание велось на английском языке.

Переселенцы из Англии поначалу достаточно сложно адаптировались к местным условиям. Для того, чтобы сохранить привычную социально-культурную жизнь, в кругу английского персонала (а постепенно с англичанами ассимилировалась и местная техническая интеллигенция, развивающийся русско-украинский буржуазный класс), еженедельно проводились концертные вечера, на которые приглашались профессиональные музыканты, устраивались танцы, костюмированные балы. В клубах ставились спектакли любительских театров, приезжали на гастроли профессиональные труппы, а позднее просматривали кинофильмы. Среди состоятельных служащих к началу века в моду вошел отдых на берегу Черного моря.

После 1900 г. Юзовка приобрела зримые черты города. Здесь было уже два банка, гостиницы, театр, общественные парки с прудами (ныне парк им.Щербакова), велосипедный трек и гольф-клубы. По-видимому, уже в этот период в «генетический код» города было брошено зерно, которое впоследствии определило донецких жителей не только как производственников и поборников технических новшеств, но и как активных развивателей городской культуры, благоустройства, искусств и театра. Может быть, среди многих причин благодаря этой особенности местного менталитета в конце 60-х специальная комиссия ЮНЕСКО присудила Донецку титул самого благоустроенного и озелененного промышленного города Европы.

В Лондоне сохранился дом Джона Юза, построенный еще в середине ХІХ в. В доме сохранены старинная обстановка и мебель, как бы завезенная из прошлого века. На стене в позолоченной раме висит портрет Джона Юза, написанный маслом.

Благодаря активной деятельности заведующего городским архивом, историка Патрисии Мур, живущей в валлийском городе Гламорган удалось восстановить родословную Юза и собрать некоторых из его потомков в Донецке в 1988 г. После возвращения в Англию семья лишилась всех своих капиталов и никто из потомков к сожалению уже не смог повторить головокружительной карьеры Джона Юза. Юзовка для его живых потомков была почти легендой. Но увидев миллионный город, основанный благодаря энергии их талантливого предка, они тогда пришли в неописуемое изумление...

Это лишь небольшая заметка о том, как из рабочего поселка, призванного реализовать один из фантастических проектов царской России (а благодаря этому капиталистическому проекту было построено почти 80% нынешнего фонда железных дорог стран бывшего Советского Союза), не многим более, чем за 100 лет, родился один из крупнейших городов восточной Европы.

актуальная статья

Пасивний будинок

Після світової енергетичної кризи 1974 року у світовій будівельній і архітектурній практиці величезна увага приділяється економії паливно-енергетичних ресурсів, які витрачаються на теплопостачання будівель. При сучасних темпах використання природних джерел енергії (нафти, газу та вугілля), вони можуть закінчитися вже у найближчі 50 років. Безупинне зростання цін на викопні види палива змушує шукати альтернативні, більш дешеві та відновлювані джерела енергії.

продолжение